Мы все от природы обладаем положительной плавучестью, а при подводном плавании одеваем костюмы, которые делают нас еще более плавучими. Чтобы преодолеть плавучесть, используют специальные грузовые пояса и интегрированные грузовые системы, которые позволяют опускаться на значительные глубины.
Обычные грузовые системы – это ремень и груза к нему, а интегрированные грузовые системы состоят из жилета, в котором, в специальном отсеке, содержится груз. Очень важно правильно подобрать грузовую систему, от этого зависит комфорт, балансировка плавучести и безопасность Вашего погружения.
Выбор грузовой системы исключительно важный момент в процессе подбора снаряжения для подводного плавания. Подбор грузового пояса и непосредственно груза зависит от: воды, в которой вы собираетесь плавать (степень солености воды), толщины используемого костюма, наличия большого живота и т.д., а также материала и размера баллона. В зависимости от вида грузового пояса следует выбирать тип груза.
При всем многообразии грузовых систем есть общие правила для их подбора:
1. Простой нейлоновый пояс с пластиковой или металлической пряжкой.
Это наиболее часто используемый ремень. Он прост в эксплуатации и достаточно долговечен.
Для таких поясов используются обычные свинцовые грузы. Во избежание скольжения и непроизвольного перемещения грузов по ленте ремня часто используются пластиковые фиксаторы или груз со встроенным фиксатором.
Недостатком является то, что при использовании такой грузовой системы происходит непосредственный контакт свинцовых грузов с костюмом, что снижает долговечность последнего. Железные пряжки ремня считаются более надежными, чем пластиковые.
При отсутствии пластиковых фиксаторов для фиксации положения груза используется перекрут ленты ремня.
2. Ремень с карманами для груза.
Этот ремень очень удобен тем, что исключает возможность скольжения и непроизвольного перемещения грузов по ленте ремня. Поскольку груз находится в карманах, он не натирает бока и не протирает костюм. Но сам ремень менее долговечен, чем простой нейлоновый ремень.
Для ремня с карманами используются мешочки со свинцовой крошкой. Нежелательно использовать обычный свинцовый груз для таких ремней. Рано или поздно свинцовые грузы просто порвут карманы ремня.
Также недостатком такой системы является невозможность перемещения груза по ленте ремня (например, перевод всего веса на живот для компенсации веса тяжелого стального баллона). Вес будет только там где карманы, а несколько грузов Вы в один карман не положите.
Также учтите, что уезжая плавать куда-нибудь за границу, мешочки со свинцовой крошкой вы не возьмете, а в том месте, где вы будете плавать Вам предложат обычный свинцовый груз.
3. Ремень с карманами и резиновой растягивающейся лентой между карманами.
Данный вид ремня удобен тем, что его невозможно перетянуть. Он в любом случае примет форму Вашей талии и не будет сползать. Долговечность у него еще ниже, чем у предыдущей модели. Со временем резина растягивается, и груз начинает давить на бока.
4. Грузовая система, встроенная в компенсатор плавучести.
Эта система просто незаменима для людей с крупным животом. Существенным минусом является то, что в некоторых моделях при плавании на поверхности дайвер сможет плыть только лицом вниз. Также следует учесть, что для прохождения некоторых курсов требуется демонстрация навыка снять и одеть жилет. С такой грузовой системой это невозможно.